G
enby!

Права потребителя в Европе

фото: cottonbro

Будучи потребителями, простые граждане Европейского Союза являются ключевыми фигурами единого рынка ЕС. В основе политики ЕС лежит защита пяти основных прав, которые являются базой национальной политики:
1. Защита здоровья и обеспечение безопасности потребителей.
На рынке должны быть представлены только товары, не угрожающие здоровью и безопасности потребителей. Это подразумевает установление требований по безопасности, предоставление полной информации о возможном риске и защиту потребителей от причинения физического вреда.
2. Защита экономических интересов потребителей.
Например, существует запрет на рекламу, вводящую в заблуждение, и невыгодные для потребителей условия договора.
3. Право потребителей на получение информации.
Потребителям должна предоставляться возможность выбора, основанного на достоверной информации о товарах и услугах. Они имеют право на получение объективной информации о качестве и ценах предлагаемых товаров, их эффективном и безопасном использовании.

 

4. Право на возмещение ущерба.
Потребитель имеет право на получение консультации и помощи при возмещении ущерба за некачественные товары и вреда, причиненного при использовании товаров или в результате оказания услуг. Должны существовать доступные и быстрые процедуры рассмотрения жалоб и претензий потребителей.
5. Представительство и участие потребителей в процедурах рассмотрения жалоб и претензий.
Представители потребителей должны присутствовать на решающих процедурах по спорным вопросам, касающимся потребителей на местном, государственном уровнях и уровне ЕС. На уровне ЕС рассматриваются не только отдельные вопросы потребителей, но также и другие значимые аспекты политики, а именно: правила торговли продовольственными товарами, транспортировка, принцип конкуренции, система финансирования и защита окружающей среды.
Первая программа по защите прав потребителей, принятая ЕС в 1975 г., была направлена на практическое применение этих пяти принципов. Первым результатом было принятие ряда распоряжений, которые были утверждены в течение следующих десяти лет, законодательно закрепляя безопасность косметических товаров, маркирование продовольственных товаров, запрет на рекламу, вводящую в заблуждение, правила продажи на вынос, ответственность за качество выпускаемой продукции и предоставление потребительских кредитов.
В дополнение к разработке законодательной программы по защите прав потребителей, ЕС принял меры по обеспечению соблюдения законов на местном уровне и уровне ЕС. Это обеспечило развитие национальных организаций по защите прав потребителей и пяти ведущих организаций на уровне ЕС: Европейская Организация Потребителей, Конфедерация Семейных Организаций ЕС, Европейское Сообщество Потребительских Кооперативов, Европейская Конфедерация Профсоюзов, Европейский Межрегиональный Институт по Делам Потребителей.
Внутренне, Европейская Комиссия в 1989 г. основала независимую Службу по делам потребителей для того, чтобы наделить большими полномочиями организации по защите прав потребителей и придать большее значение осуществлению их политики.
Согласно данным 1991 г., примерно 64% внутреннего национального продукта в странах ЕС выделяются на нужды населения, самый высокий показатель – 70.3% - в Греции, самый низкий – 52.5% - в Дании (в Великобритании он составляет 63.4%). Остаток ВНП предназначен на финансирование инвестиций и совокупное потребление центрального правительства.
В среднем, европейцы тратят 20% своих доходов на питание, в то время как на жилищные расходы – 17.2%. Кроме того, неравномерно распределяются расходы на досуг и образование (4.3% в Люксембурге, 10.5% в Ирландии, 9.7% в Великобритании).
Еще много должно быть сделано даже после завершения разработки законодательной программы, принятой членами ЕС на Маастрихтских переговорах. Единый рынок, как и любой другой, для эффективного функционирования должен балансировать интересы покупателей и продавцов. Это означает не только разработку дополнительных норм защиты прав потребителей, но и обеспечение выполнения уже существующих.