G
enby!

Программа семинарских занятий для вокалистов

фото: Vlada Karpovich

Культура, как волна – претерпевает спады и восхождения.
В мировой музыкальной культуре ХХ века произошёл качественный и количественный скачок – появились и стремительно развивались совершенно новые направления в искусствах. Это рождение джаза в негритянских районах молодой Америки

. Мюзикл – как реакция на появление кинематографа. Рок-н-ролл, ритм-Н-блюз, массовая культура 60-70-х гг., которая выросла к началу ХХI века во влиятельную силу в образе шоу-бизнеса.
Сегодня в мировой культуре декаданс, упадок. Так было на рубеже ХIХ – ХХ веков, когда из эпохи декаданса выросло новое поколение поэтов, писателей, художников, появились новые театральные жанры, кинематограф и совершенно новые музыкальные стили. Ситуация упадка культуры объективно ведёт к возрождению и переосмыслению идей прошлых столетий в веке ХХ1. Тем более, что сегодня на культуру влияет ещё один немаловажный фактор – научно-технический прогресс и ускорение.
Очевидно, что идёт процесс слияния разных видов искусств. Уже сейчас не очень заинтересуешь публику просто концертом без лазерного шоу, пиротехники, двигающихся экранов и т.д. В будущем синкретизм не просто разных жанров, но и видов искусств будет усугубляться. А развитие техники подтолкнёт творческих людей к поискам новых интересных решений в постановках, перфомансах и инсталляциях, и пр.
Поэтому, на мой взгляд, необходимо подготовить потенциальных деятелей искусства к профессиональной и творческой работе.

Сегодня педагогическая наука в сфере музыки отчасти зашла в тупик, во многих школах нет уроков музыки просто потому, что некому их вести. Педагоги зачастую не знают что преподавать, ведь методика Кабалевского сегодня не актуальна, а централизованной альтернативы не существует. И как следствие - страдает общая музыкальная культура школьников; дети не желают внимать памятникам истории, их мало заботят культурные ценности, накопленные предшествующими поколениями.
Но у современной молодёжи есть черта, положительно отличающая их от предшественников: современные школьники и студенты хотят и любят заниматься иностранными языками! И, конечно, такое благое стремление необходимо поддерживать и развивать.
И тут нам на помощь приходит мюзикл – лёгкий жанр. Достаточно лёгкий, чтобы заинтересовать, но достаточно глубокий, чтобы стать опорной точкой для дальнейшего погружения в мир искусства. Принимая непосредственное участие в постановке любимых мюзиклов, дети невольно учатся слушать, вдумываться в смысл текста и различать части музыкального произведения, окраску оркестровых тембров и т.д. Но, поскольку мюзикл жанр американский, то его родной язык – английский.
Этот жанр вырос с одной стороны из серьёзной музыки – оперы и балета, которые в своё время были развлечением королевского двора. Достаточно вспомнить человека с хорошим вкусом Людовика Х1V, при дворе которого работал знаменитый Люлли и под чутким руководством своего господина писал первые в истории оперы на сюжеты античных мифов. Тогда все без исключения придворные участвовали в королевских забавах – театральных шоу – тогда ещё барочных камерных операх. Со временем опера разрослась, появились специальные оперные театры. Вырос оркестр (при Людовике были небольшие инструментальные камерные ансамбли), появилась оперная вокальная школа. Дальше опера развивалась по двум основным направлениям – в сторону драматургии, накала страстей и героизма, оперы-романы (такие как «Пиковая дама», «Евгений Онегин»). Другое направление опера-буфф, из которой впоследствии и выросла оперетта, водевиль, а за океаном, в Америке - мюзикл.

Мюзикл – жанр синтетический и требует от актёра разносторонних способностей и серьёзной профессиональной подготовки. С другой стороны эта музыка легко воспринимается неподготовленным слушателем, поскольку исторически пишется для развлечения зрителя. Вокальные партии в мюзикле обычно написаны в средней тесситуре (не высоко и не низко), мелодии легко запоминаются и «ложатся на ухо». Танцы и кордебалеты ярки и впечатляющи, герои эмоциональны и храбры...

В вокальной школе многое зависит от фонемы, а английская фонема диктует определённую артикуляцию, звукоизвлечение, ритмоинтонацию. В русском языке согласные – жестче, гласные глубже и их звучание более архаично. Моё глубокое убеждение, что только через английскую фонему можно научить петь бельканто, и в полной мере включиться в ритмоинтонационный и звукообразующий контекст мюзикла и техники пения в современной музыке.

Тренинги разработаны таким образом, что человек целостно воспринимает подачу голоса и движения тела. Студент не делит, а значит, он в естественном, не зажатом, живом, непосредственном контакте с собой, с коллективом на сцене и с произведением, которое он исполняет. Студент, сам того не замечая, начинает петь резонансами, на диафрагмальном дыхании и хорошо артикулируя. Тонкости мелизматики и стилей дети, по желанию, смогут освоить в специализированных музыкальных учреждениях, или продолжая заниматься в студии.