G
enby!

Зачем в автомобилестроении используют общую платформу для нескольких автомобилей?

фото: Kindel Media

Извечный вопрос - насколько хороша всеобемлющая унификация? Представьте себе унылое антиутопическое будущее, где все автомобили будут производиться на заводах одной фирмы, исчезнут понятия “нишевый автомобиль”, “марка для эстетов”. Все автомобили будут выглядеть обезличенно, обтекаемо и, в общем-то, даже будут приятны глазу. Вот только отличаться они друг от друга будут только цветом (пускай цвет машин в нашей антиутопии всё-таки будет различным) и размером. А если это будет касаться не только автомобилей, но и одежды, домов, обуви, сумок?
Для россиян, которые помнят времена СССР представить такое не слишком-то и трудно. Сама идея АвтоВАЗа, как единственного мощного предприятия, которое производило относительно доступные автомобили для всех слоёв общества отчасти является отражением этой антиутопии. Ведь до определённого момента все вазовские автомобили были как на подбор похожи друг на друга.


Понятно в таких условиях люди очень быстро потеряют мотивацию к зарабатыванию денег, к работе вообще, впадут в депрессивное состояние. Такая унификация безусловно вредна для общества. Но с другой стороны, совсем без унификации обойтись тоже невозможно. Кстати говоря, вообще научно-технический прогресс стал возможен в том числе и потому, что люди сумели договориться о выработке единых для всех стандартов - метрической системы, типов резьбы. Благодаря этому удалось нарастить разделение труда, когда например, колёса для телеги производил один мастер, а оси другой. И за счёт того, что меры были стандартизированы в итоге продукты их труда можно было легко собрать воедино.
Немного на более продвинутом уровне сегодня находится разделение труда в автомобильной промышленности. Сегодня одна машина может быть собрана из частей, произведённых по всему миру. В определённый момент крупные компании, в процессе своего роста поглотившие множество мелких и средних автопроизводителей, пришли к осознанию того, что координировать работу крупного автоконцерна невозможно без введения общих платформ для всех фирм, входящих в него.
Платформа - это набор деталей, узлов, агрегатов, компонентов, типовых конструкторских решений, общий для целого ряда автомобилей. Рассмотрим это понятие на конкретном примере.
Так в компании Ford в начале нулевых годов была разработана платформа Ford C1. Она объединяла лучшие качества автомобилей Volvo (безопасность), Mazda (кузовная жёсткость) и Ford (относительно небольшая стоимость запчастей Ford). В результате на одной этой платформе базировались следующие автомобили: Ford C-Maх, Mazda 3, Volvo S40, Land Rover Freelander, Mazda 5, Volvo C30, Ford Focus и многие другие. Как видно из этого списка, на одной платформе можно создать одновременно и внедорожник, и минивэн и “легковушку”.
Среди приемуществ использования такого метода разработки автомобилей - удешевление проектирования, уменьшение протяжённости пуско-наладочных операций, гибкость производственных линий, оптимизация запасов запчастей Ford, Mazda, снижение стоимости конечного продукта.
Но есть и неприятные стороны: если при разработке платформы была допущена серьёзная ошибка, отзывать придётся большее число автомобилей. Да и престижность автомобилей на одной платформе может пострадать.